Новое на форуме
  • О тех кого больше нет с нами (31) (19.11.2015) (20:17)
  • Тарасов Владимир Михайлович (0) (14.02.2015) (09:51)
  • Любовь как вечная общечеловеческая ценность (2) (24.12.2013) (16:35)
  • Управление ситуациями с точки зрения прав и свобод человека (2) (24.12.2013) (16:32)
  • Никто так не знал хорошо Нину, как Бегемот. (15) (26.09.2013) (06:34)
  • Наш опрос
    Эфир Жив?
    Всего ответов: 473
    Суббота, 18.11.2017, 13:28 Приветствую Вас Гость

    ~Телефонный Эфир~

    Главная | Регистрация | Вход | RSS
    Главная » 2008 » Октябрь » 7 » Татьяна Глушкова «Её душа была истинно РУССКОЙ»
    Татьяна Глушкова «Её душа была истинно РУССКОЙ»
    22:18

    Самое главное это люди (2).

    -----------------------------

    22 апреля 2001 года не стало поэтессы Татьяны ГЛУШКОВОЙ

    Не случайно родители назвали её Татьяной - в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы - глубинно русский. Образный и чистый. И то, что она выразила в своём творчестве, невозможно выразить ни на каком другом языке. В её роду были люди духовного звания и донские казаки. Настоящая благородная русская интеллигенция. В отличие от другой, роющей яму России, которую в своё время пророчески обличал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

    "Все в моей семье были беспартийные, их идеологию я определила бы как страстный культ труда во имя Отечества, культ всякого нестяжания", - говорит Татьяна Глушкова о своих родителях. И эту родовую линию служения Родине она продолжила с отвагой и бескомпромиссностью. Юной девушкой в 1960-м году в разгар хрущёвских гонений на Церковь, она пишет цикл стихов о храме Киевской Софии. Тогда казалось, что о вере в Бога интеллигенция, и в особенности творческая интеллигенция, напрочь забыла. И символом этого было то, что руководитель её семинара в Литинституте, маститый поэт, классик советской литературы, отказал ей за такие стихи в защите диплома.

    Татьяна Глушкова - хранитель русского слова, носитель русского духа. То, что произошло с её Родиной, - произошло с ней самой. Это крик её души. Поэты, наверное, сказали бы - крик раненой птицы. Я имею в виду прежде всего стихи о 91-м, "Час Беловежья":

    "Когда не стало Родины моей,

    Воспряла смерть во всем подлунном мире,

    Рукой костлявой на железной лире,

    Бряцая песнь раздора и цепей".

    И особенно - о 93-м годе:

    "Всё так же своды безмятежно-сини.

    Сентябрь. Креста Господня торжество.

    Но был весь мир провинцией России,

    Теперь она - провинция его…"

    Это был расстрел России среди бела дня, при одобрении так называемого "мирового сообщества". "Линия крови", по определению поэта, длящаяся до конца нашей истории, навсегда разделила русских людей, и никому нельзя переступить через неё без искреннего покаяния. И если письмо сорока двух так называемых "деятелей культуры" останется в истории как документ - декларация наступающей новой эпохи открытого сатанизма, то стихи Татьяны Глушковой помогут понять русскому человеку будущих поколений, что на самом деле произошло с его Родиной. Несмотря на то, что так называемые демократы сделали всё, чтобы запретить объективное расследование этих страшных событий.

    Этот год и последующие годы, как продолжение 93-го, - вся её оставшаяся жизнь - воспринимается как стояние у Креста Христова. Она и сама на кресте. В этот период с исключительной силой раскрывается в её творчестве всегда присущая ей естественность и подлинность. Существует известный соблазн для поэта - "казаться печальней, чем есть". И мало кому удаётся избежать его. Мало кому даётся стать подлинным поэтом. Но когда висишь на кресте, не думаешь, как выглядишь. Физически она умирает вместе с Россией, проходя через огонь её мук, но духом, благодаря вере во Христа, становится чище и сильнее. Она не побеждена этими испытаниями, она выходит из них победителем.

    "Когда не стало Родины моей,

    Тот, кто явился к нам из Назарета,

    Осиротел не менее поэта

    Последних сроков Родины моей".

    Эти строки созвучны известным стихам Фёдора Тютчева:

    "Всю тебя, земля родная,

    В рабском виде

    Царь Небесный исходил,

    Благословляя".

    Но только эпоха в них - иная:

    "И над страной восходит день последний -

    Едва ль не Гефсиманская заря".

    За это стояние до конца у Креста Христова, а не потому, что она умерла на первой Пасхальной неделе нового тысячелетия - внешнее здесь просто соединилось с внутренним - веруем, душа её принята в светлые райские обители. Но и оттуда мы слышим её голос любви к Отчизне:

    "До Страшного Суда я пролежу,

    И знаю: в травах, в шелесте берёзы

    Вы слышите, что я ещё дышу!

    Так дышит огнь. Так властно дышат грозы".

    Мы переживаем, кажется, беспросветные времена. Каждый день приносит нам вести о новых бедах. Как писала Татьяна Глушкова:

    "А дальше что?.. Не спрашивай меня:

    Ведь я не мастерица на прогнозы.

    Но вижу: цвета чёрного огня

    Лежат в снегу и умирают розы".

    Но тот, кто стоял у Креста Христова, знает, что Христос всё победил, и смысл каждой человеческой жизни и всей истории заключается во вхождении крестным путём в Его победу. И потому Татьяна Глушкова, поэт, воин Христов, обращается к каждому из нас сегодня:

    "Но дай-ка лучше сосчитаем мы

    Не горести, а мужества приметы!"


    "ЧАС БЕЛОВЕЖЬЯ"

    Когда не стало Родины моей,

    Я ничего об этом не слыхала:

    Так, Богом бережёная, хворала! -

    Чтоб не было мне горше и больней...

    Когда не стало Родины моей,

    Я там была, где ни крупицы света:

    Заслонена, отторгнута, отпета -

    Иль сожжена до пепельных углей.

    Когда не стало Родины моей,

    В ворота ада я тогда стучала:

    Возьми меня!.. а только бы восстала

    Страна моя из немощи своей.

    Когда не стало Родины моей,

    Воспряла смерть во всем подлунном мире,

    Рукой костлявой на железной лире

    Бряцая песнь раздора и цепей.

    Когда не стало Родины моей,

    Тот, кто явился к нам из Назарета,

    Осиротел не менее поэта

    Последних сроков Родины моей.

    Татьяна ГЛУШКОВА

    8 апреля 1992 года

    --------------------------

    Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

    =====================================================

    Еще материалы в сети:

    Публикация в газете Завтра:

    СВОЯ СВОИХ НЕ ПОЗНАША? (К спорам вокруг “русского национализма”)

    Публикация в Независимой газете:

    О Некрасове, народе и интеллигенции. Последние суждения Татьяны Глушковой

    На сайте Независимой газеты - НГ-Культура:

    КОГДА НЕ СТАЛО РОДИНЫ МОЕЙ... Из книги "Грибоедов" и другие стихи

    =====================================================

    Татьяна Михайловна Глушкова родилась 22 декабря 1939 года в Киеве. Выросла в семье учёных-физиков. Войну пережила в малороссийском селе. В тринадцать лет осталась без родителей. В начале 1960-х годов работала в Михайловском заповеднике, водила экскурсии по Пушкинским местам. В 1965 году Глушкова окончила заочно Литинститут. Правда, руководитель семинара Илья Сельвинский дипломную работу своей студентки – цикл «София Киевская» – оценил весьма резко: «София Киевская и тому подобная сусальщина не могут быть темами советского поэта...». Из-за этого Глушковой на полтора года даже задержали выдачу диплома, пока не вмешался Сергей Наровчатов.

    ....................

    Первую книгу стихов «Белая улица» Глушкова выпустила в 1971 году. Вершиной творчества поэтессы стал роман в стихах «Грибоедов». Хотя на критика Валентина Курбатова самое сильное впечатление произвели другие глушковские вещи и прежде всего её цикл стихов середины 1990-х годов «Русские наши скрижали», посвящённый Некрасову. Критик писал: «Своё ли обступившее одиночество, усталость ли истории, так лично отозвавшаяся в каждом из нас встречной усталостью, общая ли глухота к слову, поразившая сегодня литературу, всё ли это вместе заставило Татьяну Глушкову вернуться к Некрасову – не знаю. Но это её нынешнее «возвращение», спровоцированное свиданием с местами детства поэта, почти смущающее исповедно, тоскующе и гневно, и читается как горячий дневник» («Литературная Россия», 1997, 14 марта).

    ..................

    В 1990-е годы Глушкова часто выступала со статьями, анализирующими современное состояние России. Но особенно большой резонанс вызвали её работы «Хищная власть меньшинства» с рассуждением о сути нынешней российской демократии и «Авторитеты измены», разоблачавшая лидеров «патриотической» оппозиции. Глушкова не выбирала выражений, когда критиковала Вадима Кожинова и Игоря Шафаревича. Она не понимала Василия Белова, который утверждал, будто в 1990-е годы началась новая Отечественная война.
    Естественно, такая критика нравилась далеко не всем. Как это ни парадоксально, больше всех вознегодовали не либералы, а лидеры патриотической прессы. И больше всего неистовствовал Станислав Куняев. Не сдержавшись, он в пылу полемики рискнул предать огласке даже письма поэтессы частного характера.
    Правда, у Глушковой тоже характер был не сахар. Она могла отправить письма в инстанции с требованием покарать своих оппонентов или поставить под жалобными телеграммами в ЦК КПСС подписи известных людей без их ведома. Были случаи, когда Глушкова звонила своим критикам и желала, чтобы им передались те же болезни, которые выпали на её долю.

    .................

    Незадолго до своей смерти Глушкова написала: «Стихи 90-х годов у людей моего поколения – во многом уже итоги духа. Биография, география уже почти вся позади: с нежным Михайловским, пушкинской деревенькой, навеки вошедшей в мою жизнь, с размеренным, хоть и вполне увлечённым, трудом… Гул Истории, или же, как я его назвала, «всё безмолвие русской Голгофы», стал тем фоном стихов, что затмевает и заглушает частности личных мытарств и страданий, размывает всё быстротекущее – может, и саму плоть живописной в её подробностях жизни. Улетучивается её аромат – в пользу грозной музыки, какую вбирает обнажённое поэтическое слово».

    Умерла Глушкова от инсульта 22 апреля 2001 года в Москве.

    Уже после смерти поэтессы вышла первая книга её прозы «После Победы: Летопись дальнего детства». Как образно выразился Виталий Петушков, эта «книга Глушковой – не поток незрело-ребячьих воспоминаний, устроенных по принципу «вот моя деревня, вот мой дом родной». Это учебник на тему: как принять жизнь страны, мироздания как твою собственную, причём раз и навсегда на долгие годы?»

    («Литературная Россия», 2003, 2 мая).

    По материалам В. ОГРЫЗКО

    Раздел: Люди | Просмотров: 5145 | Добавил: Begemot | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 2
    2  
    Мне жаль, что я не знал тебя при твоей жизни,
    И не читал твоих пронзительных стихов,
    А, ты писала их растерзанной отчизне,
    Разила словом как мечом её врагов.

    1  
    Хотелось бы найти и прочитать её книгу '' После войны''.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    раздел
    Эфир и его обитатели [17]
    МиниР -- чат после Эфира [9]
    Прочие чаты [10]
    Общественно-политический [55]
    Исторический [21]
    Экономический [17]
    Музыкальный [19]
    Юмористический [23]
    Эротический [6]
    Социальный [22]
    Медицинский [12]
    Версии и мнения [28]
    Искусствоведческий [5]
    Кино и видео [16]
    Спортивный [3]
    Научно-технический [8]
    Гламурно-хламурный [4]
    Паноптикум [13]
    Происшествия и расследования [3]
    Всякая всячина [33]
    Люди [17]
    Религиозный [9]
    Soft [10]
    войти в эфир
    Логин:
    Пароль:
    Календарь новостей
    «  Октябрь 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    Поиск
    Наши знакомые
    Статистика



    Сейчас в эфире: 1
    Прохожих 1
    Эфирщиков 0
    Эфир онлайн
    500