Холокост, самое ужасающее преступление в истории человечества, даже по прошествии десятков лет продолжает поражать открывающимися с каждым годом и каждым новым историческим исследованием неизвестными ранее, шокирующими фактами.
На этой неделе в Британии выходит в свет книга Джонатана Фридлянда «Месть». Роман, основанный на реальных событиях, рассказывает историю подпольной еврейской организации, планировавшей после войны массовые казни нацистских преступников и диверсии против населения крупнейших городов Германии.
Как известно, в страшные годы войны от рук нацистов погибли более 6 миллионов евреев. Нюрнбергский процесс 1945 года заставил ответить за мучения нескольких миллионов только лишь 24 представителей политической и военной элиты Третьего Рейха. Но как же быть с теми, кто охранял лагеря смерти, запирал двери газовых камер и пускал в них смертоносный газ «Циклон Б»? Какое наказание понесут те, кто служил в гетто или стрелял евреям в спину со строгим приказом использовать только по одному патрону на человека и оставлял их умирать на груде таких же еще дышащих, дергающихся в конвульсиях тел, или же хоронил своих жертв заживо? Что ждало «нацистов среднего звена»?
Как выяснилось сразу же после войны — ничего особенного. Согласно статистике, после разгрома фашизма в одной только ФРГ насчитывалось 13,2 миллионов человек, которых можно было арестовывать автоматически только за то, что они были напрямую замешаны в преступлениях нацистского режима. Из этого списка были арестованы менее 3,5 миллионов, 2,5 миллиона из которых были освобождены без проведения какого-либо следствия. Около миллиона оставшихся получили различные наказания в виде штрафов или конфискации имущества, украденного ими в военные годы; кому-то временно запретили работать в государственных учреждениях. К 1949 году в тюрьме сидели только 300 нацистских преступников. Триста из 13 миллионов виновных!
«Казнить всех было бы просто невозможно, это затянулось бы на десятки лет», — говорит Давид Чезарани, профессор Лондонского университета, исследователь Холокоста.
По его словам, Великобритания предпринимала попытки привлечь к ответственности тех, кто убивал в нацистском концлагере Бельзен. Однако разбирательство заняло около девяти месяцев, измотало судебную систему королевства, но ситуации в корне не изменило. «Следствие велось в отношении преступлений, совершенных в одном лагере (далеко не первым по числу жертв – прим. ред.), а ведь всего их было около 70, и в каждом служили сотни эсэсовцев. Не говоря об офицерах Гестапо и айнзатцгруппах (мобильных карательных подразделениях, уничтожавших евреев на месте их проживания). Преследовать их по закону — означало бы посадить в тюрьму почти все взрослое мужское население Германии», — говорит Чезарани.
Кровь погибших ждала отмщения, но мир хотел поскорее обо всем забыть и жить будущим. Родственникам жертв нацизма невыносимо больно было видеть, как убийцы их близких разгуливают на свободе. Понятно, что в таких условиях не могла не родиться идея о вершении собственного правосудия. Так, весной 1945 года в Румынии появилась подпольная организация «Мстители» или «Нокмим», как это слово звучит на иврите.
Согласно некоторым источникам принято считать, что лидером организации был участник восстания в вильненском гетто Аба Ковнер. На праздничном собрании по случаю праздника Песах, проходившем в первую послевоенную осень в Бухаресте, он обратился к пришедшим со словами 94-го Псалма, в котором Господь обещает расправиться с врагами еврейского народа: «Он отплатит им за их беззакония и уничтожит их за их злобу. Его гнев станет заслуженной карой тем, кто виновен в смерти невинных. И если об этом не позаботится международный суд, за дело придется взяться самим евреям, — сказал Ковнер.
История развернувшихся вслед за этим событий была подробно изложена в нескольких книгах. Из них наиболее примечательными являются «Мстители» Рича Коэна, семья которого была знакома с лидерами организации, книга бывшего корреспондента ВВС в Иерусалиме Майкла Элкинса «Forged In Fury», впервые опубликованная в 1971 году, и мемуары одного из членов «Нокмим» Иосифа Гармаца «From The Wings», увидевшие свет около десяти лет назад. Несмотря на расхождения в деталях, все они едины в главном. Как писал Гармац, «Мстители» представляли собой строго засекреченную военизированную структуру, которая вычисляла нацистских преступников, после всего содеянного спокойно вернувшихся к мирной жизни, а затем похищала их и уничтожалa.
Майкл Элкинс писал, как бывших высокопоставленных нацистов стали вдруг находить в придорожных канавах сбитыми незадачливыми водителями. Другие встречали свою смерть в авариях, вызванных загадочной неисправностью техники. К занявшимся своим здоровьем гестаповцам, ожидающим в больницах, казалось бы, несложной операции, вдруг в кровь через капельницу начинал поступать керосин. Иных же внезапно обнаруживали задушенными или повешенными у себя дома или в гараже. Ушедшие в свое время от возмездия нацисты принимали смерть самыми разными способами. Этот период деятельности «Нокмим» Элкинс называет «Первым сезоном охоты».
Из тех, кто платил бывшим палачам за боль всего европейского еврейства, не все ранее испытали на себе ужасы Холокоста. Чезарани уверен, что многие из «Мстителей» были бойцами Еврейской бригады — единственного в своем роде подразделения британских вооруженных сил, в котором в 1944 – 45 годах с оружием в руках против гитлеровцев сражались еврейские добровольцы из Палестины, Великобритании, ЮАР и колоний Британской империи.
«Имея доступ к данным военной разведки, обладая правом свободно перемещаться по всей Европе и пользоваться служебным транспортом, как и все солдаты Британской короны, они располагали всем необходимым для выслеживания нацистов и проведения внесудебных казней», — говорит Чезарани.
То, что о них очень мало известно, — показатель того, что «Нокмим» были безупречно законспирированы и осторожны. По словам Чезарани, «они держали рты на замке и унесли этот секрет с собой в могилу».
В «Forged In Fury» рассказывается, что «Первый сезон охоты» продолжался чуть ли не до середины 50-х годов. «Нокмим» добрались до Испании, Латинской Америки, Канады – до каждого уголка, где убийцы их родственников и близких могли найти себе пристанище. Элкинс описывает, как «Нокмим» выследили в Канаде на окраине Виннипега Александра Лаака, виновного в смерти 100 тысяч евреев в эстонском концентрационном лагере Ягала. Они дождались, пока его жена уйдет на вечерний сеанс в кинотеатр и вынудили его совершить самоубийство.
«Мстители» не ограничивались одиночными казнями. В 1946 году они провели самую крупномасштабную операцию в Нюрнбергском лагере для бывших эсэсовцев «Сталаг-13». Разведка организации выяснила, что хлеб для всего лагеря изготавливается на одной пекарне. Один из молодых членов группы Арье Дистель, обладавший типичной арийской внешностью, устроился туда на работу помощником пекаря. Благодаря ему мстители разработали план, как подсыпать яд в утреннюю выпечку. 20 апреля 1946 года в The New York Times появилась статья, начинавшаяся словами: «На этой неделе 1900 немецких военных преступников в нюрнбергском лагере отравились хлебом с мышьяком и сейчас находятся в тяжелом состоянии…» Точное число погибших так и не сообщили, однако некоторые эксперты считают, что выжить тогда удалось лишь нескольким сотням.
Однако все проведенные «Нокмим» казни были лишь «Планом Б», только увертюрой к более грандиозной и жестокой операции. Ковнер и ядро группы планировали не просто точечные удары по отдельным мучителям евреев, они готовили им ту же участь, которую нацисты принесли еврейскому народу — массовые ликвидации, или же «План А».
Для осуществления этой цели было решено отравить водные запасы в пяти крупнейших германских городах. Коэн писал, что главными мишенями организации были Мюнхен, Берлин, Веймар, Нюрнберг и Гамбург. И мстители уже даже внедрили своих людей на системы очистных сооружений.
Гармац вспоминает дни и ночи изучения схем водоканала, целью которых было предохранение от отравления районов, где располагались части американского экспедиционного корпуса и уверенность в том, что пострадают только немцы. «Все были на своих местах и ждали сигнала к действию», — пишет он.
По словам Гармаца, Ковнеру даже удалось завербовать в ряды «Мстителей» будущего президента Израиля Хаима Вейцмана, который тогда учился в Манчестерском университете на химическом факультете. Узнав от Ковнера об ужасах Холокоста, Вейцман уже не мог отказаться и дал клятву мстителя, пообещав помочь изготовить яд. (Некоторые источники утверждают, что Вейцман одобрил только «План Б»).
К счастью, «Плану А» не суждено было сбыться. Несмотря на строжайшую конспирацию, утечка информации все же произошла. На пути в Европу Ковнера с двумя канистрами яда арестовала британская военная полиция. «Мстители» прослышали, что лидеры сионистского движения узнали о «Плане А» и приложили усилия, чтобы его сорвать, справедливо опасаясь, что массовые убийства подорвут доверие к сионизму среди мировой общественности.
Хотя на эту тему было написано множество книг, деятельность «Мстителей» не заняла полагающегося ей по значимости места в истории Холокоста. Скорее всего, этот факт стал бы наибольшим разочарованием для Ковнера, который умер в 1987 году. Один из его бывших соратников Габик Седлис рассказал Коэну, что лидер «Нокмим» полагал, что его имя займет не последнее место в истории защитников еврейского народа. «Он хотел, чтобы и по прошествии 2000 лет люди помнили об Иуде Маккавее и Абе Ковнере», — сказал он.