Самое главное это люди (2). ----------------------------- 22 апреля 2001 года не стало поэтессы Татьяны ГЛУШКОВОЙ Не случайно родители назвали её Татьяной - в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы - глубинно русский. Образный и чистый. И то, что она выразила в своём творчестве, невозможно выразить ни на каком другом языке. В её роду были люди духовного звания и донские казаки. Настоящая благородная русская интеллигенция. В отличие от другой, роющей яму России, которую в своё время пророчески обличал святой праведный Иоанн Кронштадтский. "Все в моей семье были беспартийные, их идеологию я определила бы как страстный культ труда во имя Отечества, культ всякого нестяжания", - говорит Татьяна Глушкова о своих родителях. И эту родовую линию служения Родине она продолжила с отвагой и бескомпромиссностью. Юной девушкой в 1960-м году в разгар хрущёвских гонений на Церковь, она пишет цикл стихов о храме Киевской Софии. Тогда казалось, что о вере в Бога интеллигенция, и в особенности творческая интеллигенция, напрочь забыла. И символом этого было то, что руководитель её семинара в Литинституте, маститый поэт, классик советской литературы, отказал ей за такие стихи в защите диплома. Татьяна Глушкова - хранитель русского слова, носитель русского духа. То, что произошло с её Родиной, - произошло с ней самой. Это крик её души. Поэты, наверное, сказали бы - крик раненой птицы. Я имею в виду прежде всего стихи о 91-м, "Час Беловежья": "Когда не стало Родины моей, Воспряла смерть во всем подлунном мире, Рукой костлявой на железной лире, Бряцая песнь раздора и цепей". И особенно - о 93-м годе: "Всё так же своды безмятежно-сини. Сентябрь. Креста Господня торжество. Но был весь мир провинцией России, Теперь она - провинция его…" Это был расстрел России среди бела дня, при одобрении так называемого "мирового сообщества". "Линия крови", по определению поэта, длящаяся до конца нашей истории, навсегда разделила русских людей, и никому нельзя переступить через неё без искреннего покаяния. И если письмо сорока двух так называемых "деятелей культуры" останется в истории как документ - декларация наступающей новой эпохи открытого сатанизма, то стихи Татьяны Глушковой помогут понять русскому человеку будущих поколений, что на самом деле произошло с его Родиной. Несмотря на то, что так называемые демократы сделали всё, чтобы запретить объективное расследование этих страшных событий. Этот год и последующие годы, как продолжение 93-го, - вся её оставшаяся жизнь - воспринимается как стояние у Креста Христова. Она и сама на кресте. В этот период с исключительной силой раскрывается в её творчестве всегда присущая ей естественность и подлинность. Существует известный соблазн для поэта - "казаться печальней, чем есть". И мало кому удаётся избежать его. Мало кому даётся стать подлинным поэтом. Но когда висишь на кресте, не думаешь, как выглядишь. Физически она умирает вместе с Россией, проходя через огонь её мук, но духом, благодаря вере во Христа, становится чище и сильнее. Она не побеждена этими испытаниями, она выходит из них победителем. "Когда не стало Родины моей, Тот, кто явился к нам из Назарета, Осиротел не менее поэта Последних сроков Родины моей". Эти строки созвучны известным стихам Фёдора Тютчева: "Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный исходил, Благословляя". Но только эпоха в них - иная: "И над страной восходит день последний - Едва ль не Гефсиманская заря". За это стояние до конца у Креста Христова, а не потому, что она умерла на первой Пасхальной неделе нового тысячелетия - внешнее здесь просто соединилось с внутренним - веруем, душа её принята в светлые райские обители. Но и оттуда мы слышим её голос любви к Отчизне: "До Страшного Суда я пролежу, И знаю: в травах, в шелесте берёзы Вы слышите, что я ещё дышу! Так дышит огнь. Так властно дышат грозы". Мы переживаем, кажется, беспросветные времена. Каждый день приносит нам вести о новых бедах. Как писала Татьяна Глушкова: "А дальше что?.. Не спрашивай меня: Ведь я не мастерица на прогнозы. Но вижу: цвета чёрного огня Лежат в снегу и умирают розы". Но тот, кто стоял у Креста Христова, знает, что Христос всё победил, и смысл каждой человеческой жизни и всей истории заключается во вхождении крестным путём в Его победу. И потому Татьяна Глушкова, поэт, воин Христов, обращается к каждому из нас сегодня: "Но дай-ка лучше сосчитаем мы Не горести, а мужества приметы!" "ЧАС БЕЛОВЕЖЬЯ" Когда не стало Родины моей, Я ничего об этом не слыхала: Так, Богом бережёная, хворала! - Чтоб не было мне горше и больней... Когда не стало Родины моей, Я там была, где ни крупицы света: Заслонена, отторгнута, отпета - Иль сожжена до пепельных углей. Когда не стало Родины моей, В ворота ада я тогда стучала: Возьми меня!.. а только бы восстала Страна моя из немощи своей. Когда не стало Родины моей, Воспряла смерть во всем подлунном мире, Рукой костлявой на железной лире Бряцая песнь раздора и цепей. Когда не стало Родины моей, Тот, кто явился к нам из Назарета, Осиротел не менее поэта Последних сроков Родины моей. Татьяна ГЛУШКОВА 8 апреля 1992 года --------------------------
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ
===================================================== Еще материалы в сети: Публикация в газете Завтра: СВОЯ СВОИХ НЕ ПОЗНАША? (К спорам вокруг “русского национализма”) Публикация в Независимой газете: О Некрасове, народе и интеллигенции. Последние суждения Татьяны Глушковой На сайте Независимой газеты - НГ-Культура: КОГДА НЕ СТАЛО РОДИНЫ МОЕЙ... Из книги "Грибоедов" и другие стихи ===================================================== Татьяна Михайловна Глушкова родилась 22 декабря 1939 года в Киеве. Выросла в семье учёных-физиков. Войну пережила в малороссийском селе. В тринадцать лет осталась без родителей. В начале 1960-х годов работала в Михайловском заповеднике, водила экскурсии по Пушкинским местам. В 1965 году Глушкова окончила заочно Литинститут. Правда, руководитель семинара Илья Сельвинский дипломную работу своей студентки – цикл «София Киевская» – оценил весьма резко: «София Киевская и тому подобная сусальщина не могут быть темами советского поэта...». Из-за этого Глушковой на полтора года даже задержали выдачу диплома, пока не вмешался Сергей Наровчатов. .................... Первую книгу стихов «Белая улица» Глушкова выпустила в 1971 году. Вершиной творчества поэтессы стал роман в стихах «Грибоедов». Хотя на критика Валентина Курбатова самое сильное впечатление произвели другие глушковские вещи и прежде всего её цикл стихов середины 1990-х годов «Русские наши скрижали», посвящённый Некрасову. Критик писал: «Своё ли обступившее одиночество, усталость ли истории, так лично отозвавшаяся в каждом из нас встречной усталостью, общая ли глухота к слову, поразившая сегодня литературу, всё ли это вместе заставило Татьяну Глушкову вернуться к Некрасову – не знаю. Но это её нынешнее «возвращение», спровоцированное свиданием с местами детства поэта, почти смущающее исповедно, тоскующе и гневно, и читается как горячий дневник» («Литературная Россия», 1997, 14 марта). .................. В 1990-е годы Глушкова часто выступала со статьями, анализирующими современное состояние России. Но особенно большой резонанс вызвали её работы «Хищная власть меньшинства» с рассуждением о сути нынешней российской демократии и «Авторитеты измены», разоблачавшая лидеров «патриотической» оппозиции. Глушкова не выбирала выражений, когда критиковала Вадима Кожинова и Игоря Шафаревича. Она не понимала Василия Белова, который утверждал, будто в 1990-е годы началась новая Отечественная война. Естественно, такая критика нравилась далеко не всем. Как это ни парадоксально, больше всех вознегодовали не либералы, а лидеры патриотической прессы. И больше всего неистовствовал Станислав Куняев. Не сдержавшись, он в пылу полемики рискнул предать огласке даже письма поэтессы частного характера. Правда, у Глушковой тоже характер был не сахар. Она могла отправить письма в инстанции с требованием покарать своих оппонентов или поставить под жалобными телеграммами в ЦК КПСС подписи известных людей без их ведома. Были случаи, когда Глушкова звонила своим критикам и желала, чтобы им передались те же болезни, которые выпали на её долю. ................. Незадолго до своей смерти Глушкова написала: «Стихи 90-х годов у людей моего поколения – во многом уже итоги духа. Биография, география уже почти вся позади: с нежным Михайловским, пушкинской деревенькой, навеки вошедшей в мою жизнь, с размеренным, хоть и вполне увлечённым, трудом… Гул Истории, или же, как я его назвала, «всё безмолвие русской Голгофы», стал тем фоном стихов, что затмевает и заглушает частности личных мытарств и страданий, размывает всё быстротекущее – может, и саму плоть живописной в её подробностях жизни. Улетучивается её аромат – в пользу грозной музыки, какую вбирает обнажённое поэтическое слово». Умерла Глушкова от инсульта 22 апреля 2001 года в Москве. Уже после смерти поэтессы вышла первая книга её прозы «После Победы: Летопись дальнего детства». Как образно выразился Виталий Петушков, эта «книга Глушковой – не поток незрело-ребячьих воспоминаний, устроенных по принципу «вот моя деревня, вот мой дом родной». Это учебник на тему: как принять жизнь страны, мироздания как твою собственную, причём раз и навсегда на долгие годы?» («Литературная Россия», 2003, 2 мая). По материалам В. ОГРЫЗКО |